«Мир финансов для дошколят»
Ни для кого не секрет, что сегодня детей, точно так же, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Экономика и дошкольники тесно связаны. Наши дети, так или иначе, сталкиваются с миром финансов.
Ведь дошкольник вырастет, а знания, полученные в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущих экономических навыков. Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию экономической опытности. Кем бы ни стал ребенок, где бы ни жил, он обязательно столкнется с законами экономики. В данный момент мы находимся в таком периоде развития нашего общества, когда педагогу постоянно приходится овладевать новыми знаниями и умениями.
Услышав громкое название «Финансовая грамотность дошкольников, экономическое образование дошкольников», многие думают: «Это еще зачем? Стоит ли торопить время? Ведь впереди школа, там всему и научат». Даже сочетание понятий «дошкольник и экономика» вызывают у многих внутренний протест. А что же такое экономика?
Именно поэтому, для того чтобы ответить на эти вопросы вместе с детьми воспитателем старшей группы № 10 - Мануйловой Надеждой Александровной в рамках реализации первой годовой задачи МБДОУ ДСКВ 11 г.Ейска МО Ейский район: «Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста через трудовое воспитание» и выбранной для изучения темы по самообразованию: «Использование современных образовательных технологий в формировании финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста» проводятся различные тематические мероприятия с детьми по финансовой грамотности в игровой форме.
Основная форма обучения дошкольников - игра. Сделать экономику понятной для детей мне помогают сюжетно – ролевые, настольно-печатные, дидактические, интеллектуальные игры, метод проектов и современные образовательные технологии. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В игре моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли – продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. Именно через неё ребёнок осваивает и познаёт мир. Педагог использует следующую игротеку при организации работы с детьми своей группы:
- «Дороже -дешевле», « Супермаркет», «Булочная», «Кем быть», «Узнай какая профессия?», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки», «Банк», «Кафе», «Путешествие», «Аукцион», «Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому что нужно для работы», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты», «Строительство дома», «Обмен», «Семейный бюджет», «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство».
В ходе использования в воспитательно-образовательном процессе таких обучающих интерактивных игр, как: «Копилочка», «Как узнать денежку» дети постигают смысл труда и его ценности, учатся экономии и бережливости.
При формировании у детей основ финансовой грамотности помогают следующие произведения художественной литературы: К.Чуковский «Федорино горе», «Муха-цокотуха», Галлиев Ш., «Три копейки на покупку», «Волшебное кольцо», сказки в стихах, русские народные сказки «Три медведя», «Лиса, заяц и петух», «Хаврошечка», произведения С.Я. Маршака и С. Михалкова, Г.-Х. Андерсона «Дюймовочка», Ш.Перро «Красная шапочка», «Кот в сапогах»; английская сказка «Три поросенка»; Романов А. «Чудеса в кошельке», фольклор о труде, профессиях.
Работа с воспитанниками проводится поэтапно и планомерно, а реализация поставленной цели: финансовая грамотность и экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, станет заключительным этапом. |