Использование игровых технологий и развивающих игр В.В. Воскобовича – «Фиолетовый лес»
Вопрос полноценного развития познавательной активности, развития логического мышления и интеллектуальных способностей у дошкольников по-прежнему остается актуальным.
Дошкольное детство – это период, когда закладывается фундамент будущей личности. Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности.
Картина мира у каждого человека складывается благодаря наличию и функционированию психических познавательных процессов. Они отражают воздействие окружающей действительности в сознании людей. К таким процессам относятся ощущение, восприятие, память, мышление и воображение.
Существует большое количество игр, способствующих развитию воображения и познавательных способностей детей дошкольного возраста, но важно подобрать ту методику, которая помогла бы не только решить данную задачу, но и заинтересовать педагога, и детей.
На взгляд наших педагогов, данная задача полностью реализована в инновационной технологии В. В. Воскобовича «Фиолетовый лес», поэтому в своей педагогической деятельности, Абдуллина Нина Николаевна, воспитатель подготовительной к школе группы № 9, обратилась именно к этой технологии, которую использует со своими воспитанниками. Вместе с тем инновационные технологии в детском саду по ФГОС способствуют решению ряда образовательных задач, поэтому они должны предусматриваться методической работой.
Вячеслав Воскобович, при создании своих игровых пособий, хотел, в первую очередь затронуть истинные интересы ребенка в этот сложный, но увлекательный жизненный период. Издавна сказки интересовали малышей практически от рождения и до вполне «взрослого» возраста. Поэтому В. В. Воскобович игровую ситуацию в группах старшего дошкольного возраста разнообразил сказками, которые всегда интересно вплетены в основные события.
Почему лес должен быть фиолетовым? Как и многие психологи, автор данной сказочной среды обращает внимание на то, что фиолетовый цвет достаточно хорошо активизирует детское мышление. Он хорошо влияет на нервную систему, повышает творческий потенциал и даже излечивает от бессонницы.
4 декабря 2020 года Нина Николаевна провела дидактическую игру «Помоги найти птиц в лесу»
Цель игры: повысить уровень интеллектуального развития детей через систему развивающих игр В.В.Воскобовича.
Основные задачи:
- развитие наблюдательности, внимания, мышления;
- развитие у детей коммуникативные качества, вовлекать детей в совместную деятельность;
- развитие связной речи.
Для проведения игры педагогом были использованы следующие материалы и оборудование: смоделированная ситуация в Фиолетовом лесу, птицы спрятаны на деревьях, птицы из пряжи (снегирь, синица, ворона, сорока, воробей).
В ходе игровой ситуации в зимнем Фиолетовом лесу птицы устроили праздник. Когда в лесу закончился праздник, стало тихо и не слышно пение птиц. И детям было предложено поискать птиц. Данная игра имеет потенциал следующей вариативности проведения, где детям предлагается ответить на следующие вопросы:
- «Сколько птиц спряталось?» - обучение порядковому и количественному счёту в пределах до 10, закрепление в речи количественных и порядковых числительных;
- «Где спрятались птицы?» - обучение детей определять пространственное расположение птиц с помощью предлогов. Например, ворона – на дереве, воробей – за деревом, синица – на кормушке, сова – в дупле;
- «Скажи наоборот» - закрепление в речи антонимов. Например, Ворона большая, а воробей маленький. У вороны черные перья, а у воробья коричневые. У вороны крепкий клюв, а у воробья слабый;
- «Назови ласково» - обучение образовывать слова с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов. Например, воробей – воробышек, снегирь – снегирёк, синица- синичка;
- «Угадай птиц по характеру» - обучение узнавать птиц по описанию, развивать логическое мышление, память. Например, кто драчливый, веселый, удалой, шустрый? (воробей); кто желтогрудая, веселая, юркая? (синица); кто красногрудый, ленивый, малоподвижный? (снегирь);
- «Третий лишний» - упражнять в узнавании зимующих птиц по внешнему виду; уточнить понятие «перелётные птицы», вспомнить их названия, уметь различать с зимующими птиц, развивать внимание, память. Например, синица – снегирь – ласточка.
Использование инновационной технологии предметно-пространственной развивающей среды «Фиолетовый лес» и развивающих игр В. В. Воскобовича в педагогическом процессе позволяет перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности. Игра стимулирует проявление творческих способностей ребенка, создает условия для его интеллектуального развития. Его игры многофункциональны. С помощью этих игр можно решить большое количество образовательных задач. Они помогают освоить математические понятия, учат различать звуки и буквы, вырабатывают навык чтения, учат бережному отношению к природе. В каждой игре ребенок проживает вместе со сказочными персонажами различные сюжеты и события.
|