«Искусство быть психологом»
Дошкольное образовательное учреждение - единственное звено системы образования, целью которого является создание условий для общего гармоничного развития ребенка, а также охраны и укреплении его физического и психического здоровья. Центральной категорией в дошкольном образовательном учреждении остается категория развития. И основополагающей здесь является работа педагога-психолога в детском саду, основная цель которой: сохранение и укрепление психологического здоровья детей, гармоничное развитие в условиях детского сада. А основными задачами являются:
1) Сохранение и укрепление психологического здоровья детей.
2) Создание благоприятных психолого-педагогических условий для гармоничного психологического развития дошкольников.
3) Диагностические обследования эмоциональной и познавательной сферы для выявления нарушений.
4) Реализация индивидуальных психокоррекционных программ.
5) Консультационная работа с родителями и педагогами.
6) Психологическое сопровождение детей в период адаптации.
7) Психологическое сопровождение детей подготовительной группы, подготовка к школе.
Все мы знаем, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является важным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, поведение, приобретенное в дошкольном возрасте станет фундаментом для дальнейшего развития ребенка, поэтому программа по которой планирует и проводит работу педагог-психолог учитывает все возвратные особенности ребенка. Реализация игровых приемов и ситуаций во время занятий происходит в игровой форме. Они включают в себя упражнения, направленные на снятие мышечного напряжения, развитие мелкой моторики, памяти, мышления, речи, воображения и, конечно же, умения общаться со сверстниками, другими детьми и родителями, контролировать свои эмоции и правильно их выражать. Таким образом, большое внимание уделяется эмоционально-коммуникативной сфере ребенка.
Знакомство с эмоциями, а также их правильному выражению и проявлению также происходит в форме интересной и занимательной игры.
В работе активно используются терапевтические сказки для снятия тревожности и повышения самооценки ребенка.
В работу педагога-психолога помимо адаптационных к детскому саду мероприятий входит и активная деятельность по формированию психологической готовности ребенка к школе. При этом проводится работа как по формированию положительного отношения к обучению, так и непосредственно подготовка руки к письму, потому что желание получать новые знания у ребенка является главной задачей к 7 годам, т.е. к школе.
В кабинете педагога-психолога имеется много современного инновационного и современного интерактивного оборудования, а именно:
- Песочный стол (для проведения песочной терапии);
- «Звездное небо» и «Дождевая тучка» (для светотерапии);
- Дидактический стол, дидактические пособия и сенсорные игрушки (для телесно-ориентированной терапии);
- Интерактивный стол (для развития всех психических процессов).
- Использование метаморфических (ассоциативных) карт (для развития асоциального и образного мышления).
Новым направлением работы является использование кинезеологических упражнений, которые направлены на развитие межполушарного взаимодействия.
Отечественная психология признала игры и игрушки ценнейшим средством воспитания, содействующим активизации творческой деятельности детей и всестороннее влияющим на развивающуюся личность. Так и работа педагога-психолога в детском саду строится, в первую очередь, на игре.
Как сказал один священник, «Психологу надо бы не общению учить, а учить любви. Любовь сама научит всему, но для этого надо быть самому сосудом любви, а не порока».
|