«Победа глазами детей»
мероприятия, посвященные празднованию
77 годовщины Великой Победы.
…Историческая память – великая сила: нравственная, культурная. Она составляет основу патриотизма, это чувство закладывается с детства, растет вместе с человеком. Сменили друг друга несколько поколений, не являющихся свидетелями тех грозных событий, но мы и наши дети должны знать и помнить. Помнить во имя жизни…
9 мая – праздник простой и в то же время сложный для понимания детей. С одной стороны, простая и понятная тема борьбы добра со злом, а с другой – очень сложно объяснить, почему была война, почему люди уничтожали друг друга. Дошкольникам очень трудно понять то, что не проходит через их практическую деятельность.
В период со 2 по 5 мая в группах старшего дошкольного возраста нашего детского сада, проходили мероприятия, посвященные празднованию 77 годовщины Великой Победы.
Целью которых, стало создание условий для ознакомления детей с героическим подвигом русского народа в Великой Отечественной войне, укрепление нравственно-патриотических чувств дошкольников, а также формирование знаний о ВОВ через различные виды деятельности.
В ходе проведенных мероприятий были решены следующие задачи:
- воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через расширение общего кругозора;
- формирование элементарных знаний детей о событиях в Великую Отечественную войну на основе ярких представлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания;
- формирование толерантности и уважения к защитникам Родины, чувства гордости за свой народ.
В рамках проведения мероприятий использовались разнообразные формы работы с детьми:
- совместная и индивидуальная деятельность педагога с детьми по лексической теме: «9 Мая – День Победы»;
- беседы по темам: «Праздник со слезами на глазах!», «День Победы», «О Великой Отечественной войне»;
- просмотр репродукций и фотографий из серии: «9 мая – День Победы», просмотр видео роликов;
- прослушивание песен военных лет в исполнении взрослых и детей, оформление уголка для родителей «Песни, с которыми мы победили»;
- выставка рисунков на военную тематику: "Салют Победы";
- выставка книг художественной литературы детских писателей: "Они сражались за Родину".
Интересно и увлекательно была организована и проведена акция: «Читаем детям о войне» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности № 13.
Особенно следует отметить эффективность такой формы, как чтение вслух и обсуждение прочитанного. В нашей группе прозвучали отрывки из произведений, адресованных именно юному читателю. Это такие произведения, как «Шуба», «Необычная операция» С. Алексеева, «О мальчике Тишке и отряде немцев» Л. Кассиля; «Приказ командира» И. Василенко, «Дедушкин орден», Носов и Назе» А. Митяева; «Лайка не пустолайка» Н. Богданова; «Шел по улице солдат» С. Баруздина, «Повесть о фронтовом детстве» Ф. Семяновского; «Петрусь» А. Сухова, «Разведчик Вихров» Б. Лавренева; «Похождения жука-носорога» К. Паустовского и многие другие.
После состоялось их обсуждение. Ребята делились своими впечатлениями, рассуждали о войне, о подвиге советского народа. Вспоминали своих прадедов – героев Великой Отечественной войны и благодарили их за мир и Победу.
Участвуя в юбилейных мероприятиях, дети проявили свое искреннее отношение к войне и миру, выразили свои чувства в творчестве. Это конкурс рисунков на темы: «Салют Героям!», «Слава Вам, солдаты мая!», «Победа глазами детей», «Дети рисуют войну».
Какие же книги о войне можно посоветовать прочитать для детей родителям?
Разумеется, самыми интересными для них будут те произведения, герои которых их сверстники. Что пережили их ровесники? Как вели себя в сложнейших ситуациях? Какой вклад внесли в Победу?
Воспитатели этой группы Перегуда Виталина Витальевна и Полянская Ирина Васильевна к проведению мероприятий акции подготовили рекомендательные списки литературы для чтения дома и буклеты: «Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны».
Вот эти произведения детской литературы, рекомендованные к чтению детям дошкольного возраста нашими педагогами:
- С.П.Алексеев «Рассказы из истории Великой Отечественной войны». Книга посвящена трем главным сражениям Великой Отечественной войны. О том, как развивалась грандиозная битва у стен Москвы, о героизме советских людей, вставших на защиту столицы;
– Е. Благинина «Шинель» – о детстве, лишенном радостей по чьей – то злой воле, подраненном войной, заставившей рано повзрослеть;
- А. Барто «Звенигород» – о военном детстве в тылу;
- С.М. Георгиевская «Галина мама». Эта небольшая повесть написана для малышей, для дошкольников, но рассказывается в ней не о пустяках, а о воинской доблести
- Ю.П.Герман «Вот как это было». Повесть написана от имени маленького героя Мишки. Автор показал войну, блокаду в детском восприятии – в произведении нет ни одного слова, которое выходило бы за границы Мишкиного понимания.
- В.Ю. Драгунский Арбузный переулок. (в кн. “Денискины рассказы”). Отец рассказывает Дениске о своем голодном военном детстве.
- А.М. Жариков «Смелые ребята», «Максим в отряде», «Юнбат Иванов».
- В.А.Осеева «Андрейка». Рассказ о семилетнем Андрейке, помогающем матери в тяжелые военные годы и старающемся заменить ушедшего на фронт старшего брата.
- К.Г. Паустовский «Стальное колечко. Сказка о девочке и волшебном колечке, которое подарил ей боец.
-И. Токмакова «Сосны шумят» – о том, как война долгие годы не отпускает человека.
- Шишов А. «Лесная девочка». Из книжки ребята узнают о судьбе маленькой девочки Тани, внучки старого партизана, в годы Великой Отечественной войны.
- Ю.Яковлев «Как Сережа на войну ходил». Пронзительная сказка о мальчике Сереже, который хотел увидеть войну собственными глазами. И повел его по военной дороге никто иной, как родной дедушка… погибший в неравном бою. Нелегкий это был поход – ведь война не прогулка, а тяжелый труд, опасности, бессонные ночи и бесконечная усталость.
-Л.Кассиль “Твои защитники”;
- С.Михалков “День Победы”.
Конечно, это не все произведения, которые можно прочитать с детьми дошкольного возраста. Но ясно одно – говорить о войне, читать о ней не только следует, но и необходимо. Важен, прежде всего, тот смысл, те ценности, которые с детства будет усваивать растущий человек с помощью нас – взрослых, и над которыми он будет думать если не сейчас, то впоследствии.
|